Копать под Беринговым проливом ради дружбы: тоннель от Чукотки до Аляски предложено строить с учетом новых технологий

Копать под Беринговым проливом ради дружбы: тоннель от Чукотки до Аляски предложено строить с учетом новых технологий

Иллюстрация: соцсети Кирилла Дмитриева

Кирилл Дмитриев, спецпредставитель президента РФ по переговорам с США, предложил Илону Маску рассмотреть давно «лежащий под сукном» проект тоннеля под Беринговым проливом. По мнению Дмитриева, новые технологии могут удешевить его строительство на порядок.

С соответствующим предложением к экстравагантному руководителю «Теслы» Дмитриев обратился в соцсети «X»:

«Илон, представьте соединение США и России, двух Америк и Афро-Евразии, через тоннель Путина-Трампа – 70-мильная дорога, символизирующая единство. Ранее предполагаемая стоимость составляла более 65 миллиардов долларов, но с технологиями Boring Company может уменьшиться до 8 миллиардов. Давайте строить будущее вместе!»

Обращение Дмитриева к Маску, скриншот

Может показаться, что с таким же успехом Дмитриев мог предложить вместе слетать на Марс или научиться превращать свинец в золото. Но такие сравнения были бы некорректны. Тоннель, соединяющий Чукотку и Аляску – вполне реалистичный проект.

Более того, в России уже идут стройки, демонстрирующие намерение приблизиться к Берингову проливу с нашей стороны. Так, у Якутска сооружается Ленский мост, который напрямую свяжет Восточную Сибирь с дальневосточными портами.

Вообще, было бы желание и деньги – и выкопать тоннель не проблема. Вопрос лишь в экономической целесообразности. Долгое время расчеты показывали: подведение транспортной инфраструктуры (тех же железнодорожных веток) к Берингову проливу и на Чукотке, и на Аляске, плюс строительство самого тоннеля обойдутся в сумму, которая экономически «отобьется» в лучшем случае за 60 лет.

Тем не менее, к проекту присматривались еще при Советской власти. Телеграм-канал «Империя курильщика» отмечает:

«В 1990 году между СССР и США было подписано межправительственное соглашение по строительству транспортного коридора через Берингов Пролив, по условиям которого стороны должны были подвести ЖД и транспортную инфраструктуру к самому проливу, что в первую очередь означало строительство моста через Лену на территории России. Однако, так как данное строительство в течение 33 лет, так и не было начато, перейти к следующим пунктам соглашения не представлялось возможным. До недавнего времени [пока не началось строительство Ленского моста]».

Строящийся Ленский мост и подъезды к нему. Схема группы «ВИС» с сайта vis.ru

Другими словами, все завертелось задолго до обращения Дмитриева к Маску.

Если новые технологии и в самом деле позволяют серьезно удешевить сооружение непосредственно тоннеля, проект становится гораздо выгодней – сроки окупаемости сокращаются в разы.

Естественно, смысл проекта не в том, чтобы только жители Чукотки и Аляски могли ездить в гости друг к другу. Через тоннель может осуществляться железнодорожное сообщение, например, по маршруту Сеул – Нью-Йорк. Маршрут будет проходиться в 2-2,5 раза быстрее, чем морем.

Да, перевозка каждой тонны груза, по сравнению с морским вариантом, окажется в разы дороже. Однако есть товары вроде мобильных телефонов, каких-нибудь видеокарт и т.п., для которых стоимость перевозки в пересчете на тонну стремится к нулю в любом случае. Удобство же (железнодорожные станции всяко ближе к конечному потребителю, чем порты) гораздо важней, наряду со скоростью.

Так что будет неудивительно, если слова Дмитриева окажутся чем-то большим, чем благие пожелания.