Контрафакт на маркетплейсы не проскочит

Контрафакт на маркетплейсы не проскочит

Цифровые посреднические платформы, в частности интернет-магазины, будут проверять информацию о партнерах, то есть продавцах, через портал госуслуг, реестры предпринимателей и не должны допускать к публикации карточки товаров без подтверждения безопасности, маркировки, сертификации и декларации о соответствии. Законопроект о платформенной экономике Госдума приняла во втором и третьем чтениях 22 июля. Он начнет действовать раньше, чем предполагалось. Как изменится онлайн-торговля, рассказывает редакция SPRESS.

Карточка не обманет

Законопроект о платформенной экономике разрабатывали долго, а принимали его быстро. В Госдуму правительственный пакет, описывающий новую цифровую сущность и вносящий поправки в ряд действующих законов, поступил 3 июля. Уже 9 июля документы приняли в первом чтении, сократив срок рассмотрения поправок. Ответственный думский Комитет по экономической политике работал много, чтобы оперативно рассмотреть все предложения, сообщил его глава Максим Топилин. Принять рекомендовали 52 поправки, отклонить — 36.

Уточнили запрет на создание дискриминационных условий доступа на платформы. На равных на них смогут работать банки, продавцы, службы доставки. Для партнеров платформ закрепили право обратного требования к оператору. Речь идет о ситуациях, когда продавец возместил ущерб покупателю, но вред был причинен не по его вине. Право обратного требования позволит обеспечить справедливое распределение ответственности между продавцами и платформой, на которой они работают, объяснил Максим Топилин.

Доработали требования к размещению карточек товаров. Если продавец не разместил ссылку на свидетельство о госрегистрации товара, то оператор платформы не должен допускать к публикации карточку такого товара.

Отдельный блок поправок касался уточнения механизмов, связанных с защитой интеллектуальных прав, — для борьбы с контрафактом. Отвечать за это будут и платформы, и сами продавцы, пояснил Максим Топилин. А присутствовавший при рассмотрении законопроекта глава Минэкономразвития Максим Решетников добавил, что в защите интересов правообладателей будут двигаться «аккуратно и постепенно», ведь в России разрешен параллельный импорт, что создает определенные риски.

Деньги вернет маркетплейс

Главная поправка касалась срока вступления закона в силу, его перенесли с 2027-го на 1 октября 2026 года. На недавно прошедшем Петербургском экономическом форуме глава государства просил принять решения относительно маркетплейсов оперативно, напомнил Максим Топилин. Год с небольшим, по его словам, это достаточный срок, чтобы кабмин подготовил необходимые подзаконные акты, а также для стыковки цифровых платформ с государственными информсистемами.

© Александр Кряжев/РИА Новости

Кроме того, теперь оператор платформы будет отвечать перед покупателем за возврат денег и прием претензий. Если между оператором и продавцом предусмотрено соглашение, покупатель получит возможность направить товар на обмен или для устранения недостатков через ближайший пункт выдачи заказов.

«Вся логистика, включая возврат или замену товара, происходит при участии оператора, а возврат денег осуществляется через тот же платежный инструмент, которым была произведена покупка», — объяснил глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Что касается иностранных платформ, если на такую площадку заходят больше 500 тысяч пользователей из России в сутки, она подпадает под действие нашего законодательства, включая требования к защите прав потребителей и обороту товаров.

Работа продолжается

В законе о торговле закрепили перечень продукции, которую нельзя продавать на маркетплейсе. Среди прочего в список вошли БАДы, которые не прошли госрегистрацию, товары без маркировки, если она нужна, и продукция без действующих сертификатов соответствия, если они обязательны.

Отдельный блок регулирует работу пунктов выдачи, логистику и систему внутренних жалоб.

«Прежде участники спорили месяцами, теперь оператор будет давать ответ в пятнадцатидневный срок, а решение фиксироваться электронно, — объяснил член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин. — Для самозанятых исполнителей введен набор минимальных гарантий: свободный выбор заказов, ясное расчетное окно, лимиты на непрерывную работу при риске для здоровья».

© Игорь Самохвалов/ПГ

Закон о платформенной экономике касается пока в основном только маркетплейсов, но постепенно в соответствующее регулирование будут погружать и другие платформы — туристские, логистические и другие, отметила первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина. Еще один первый зампред этого комитета Денис Кравченко сообщил, сто в Госдуме создадут экспертный совет, который будет следить за правоприменительной практикой, а также займется проработкой параллельных вопросов — платформенной занятости, налоговой оптимизации, доступности контрафакта и так далее.