Когда китайские товары полетят в Россию беспилотниками

Когда китайские товары полетят в Россию беспилотниками

Россию и Китай может связать первый беспилотный авиатранспортный коридор, который позволит быстро и недорого отправлять товары из одной страны в другую. Чтобы это стало возможным, предстоит проделать большую работу — как бюрократическую, внеся поправки в ряд нормативных актов, так и чисто физическую на земле, оборудовав взлетно-посадочные полосы и создав пункт пропуска. В перспективах проекта разбиралась редакция SPRESS.

Усилия — с обеих сторон

Международный транспортный хаб с использованием беспилотных авиационных систем (БАС) предложили создать в правительстве Амурской области. Столица этого региона Благовещенск граничит по реке Амур с китайским городом Хэйхэ, расстояние между ними всего 750 метров.

Идею взялся продвигать первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин, представляющий в палате регионов Амурскую область. Еще в марте он направил запрос в Минвостокразвития, где получил поддержку, но для запуска проекта нужно решить ряд вопросов.

«Нам нужно согласовать правила полетов, требования к посадочным площадкам и распределение частот для БАС между Россией и Китаем, — сказал Шейкин на заседании секции Совета по развитию цифровой экономики при Совфеде 17 июня. — Ключевой шаг — утверждение понятия международная посадочная площадка».

Надо создать государственный пункт пропуска специально для международного БАС-хаба. Выбрать оператора, имеющего сертификат и способного выполнять трансграничные грузоперевозки с помощью БАС. Все эти вопросы будет решать созданная при Совете по «цифре» рабочая группа.

«Проект открывает совершенно новые горизонты для развития беспилотной авиации, — уверен Шейкин. — Он укрепит наши позиции в сфере высоких технологий и станет мощным инструментом для повышения эффективности международной логистики».

Полмиллиарда для БАС

В Амурской области готовы открыть БАС-хаб хоть сейчас. Благовещенск, по словам замминистра экономического развития Амурской области Татьяны Величко, тесно связан с Китаем: в городе популярна китайская еда, работает китайская техника, а многие жители пересекают госграницу по несколько раз в день, доставляя те или иные грузы. «Мы решили, что это можно делать без людей», — объяснила Величко, добавив, что беспилотниками предполагается отправлять посылки весом до 50 килограммов.

В городе есть транспортный терминал, работают таможня, склад, есть административные здания, напомнила замминистра. Осталось лишь утвердить требования для взлетно-посадочной полосы, но и это, кажется, несложно, ведь если использовать БАС вертолетного типа, то взлетка нужна совсем небольшая. Еще один плюс, во всяком случае с точки зрения безопасности, — беспилотники будут летать не над людьми, а над водой. И, наконец, амурчане уже нашли партнера с китайской стороны, и теперь все упирается только в нормативную базу.

В России действуют Федеральные правила использования воздушного пространства, которые соотнесены с международными требованиями. Международный аэропорт, а речь в случае с БАС-хабом пойдет о его открытии, создается решением Правительства, объяснил замдиректора департамента гражданской авиации Минтранса Андрей Иванов. «А это госграница, безопасность, фитосанитарный контроль, работа пограничников», — уточнил он.

Все это может встать в весьма круглую сумму — от 500 миллионов рублей, прикинул Иванов. 

Дорогу осилит идущий

По закону беспилотники в России — это те же воздушные суда, только пилот находится не в кабине, сообщил Андрей Иванов. Летающей техникой весом больше 50 килограммов должен управлять специально обученный авиационный персонал, а еще потребуется взаимное признание странами сертификатов, добавил он.

Свои вопросы к проекту есть и у таможенников. Не очень понятен порядок проведения госконтроля, ведь люди вместе с грузами перемещаться не будут, объяснил начальник главного управления таможенного контроля Федеральной таможенной службы Сергей Амельянович.

А еще в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза нет понятия беспилотного транспорта, указал Амельянович. Внесение поправок, очевидно, потребует участия всех пяти стран — участниц ЕАЭС.

Работы много, но дорогу осилит идущий, согласился Артем Шейкин. «Разумеется, успех такого проекта невозможен без теснейшего взаимодействия, — сказал он. — Нам потребуется слаженная работа и государственных, и частных структур, а также четкая межведомственная координация. Чтобы в кратчайшие сроки реализовать эту амбициозную задумку и вывести нашу страну на лидирующие позиции в области беспилотных технологий и международных транспортно-логистических решений».