Сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob выяснил, как россияне борются с постотпускным стрессом. Три из 10 (29%) возвращаются домой за 1–2 дня до выхода на работу, 19% в первый рабочий день берутся за более простые задачи, а 18% стараются выспаться и не перегружать себя. Каждый двенадцатый прибегает к успокоительным средствам (8%).
Некоторые респонденты делятся своими способами адаптации: «Я стараюсь планировать отпуск так, чтобы выходить на работу в середине недели, а не в понедельник»; «Иногда я частично работаю в последние дни отпуска, чтобы уменьшить нагрузку после возвращения».
Женщины чаще мужчин предпочитают вернуться из отпуска заранее (32% против 24% соответственно), а представители сильного пола чаще ничего не предпринимают. Мужчины также чаще утверждают, что не испытывают стресса и возвращаются на работу отдохнувшими и полными сил.
Россияне старше 45 лет демонстрируют больше стрессоустойчивости к подобным ситуациям, чем те, кто моложе (42%). Среди молодежи до 35 лет не испытывают нервозности в первые дни после выхода из отпуска 36%, а среди участников опроса в возрасте от 35 до 45 лет — 34%. Борясь со стрессом, молодые сотрудники чаще выбирают простые задачи в первый день (23%), а среди работников от 35 до 45 лет больше тех, кто использует медикаментозные средства (12%).
Респонденты с заработком от 100 тысяч рублей чаще тех, кто получает меньше, не испытывают неприятных ощущений при выходе на работу (44%).
Чтобы снять стресс перед выходом на работу после отпуска, россияне стали чаще обращаться к фармакологии и стараться высыпаться, чем 14 лет назад.
Что касается работодателей, то каждый второй считает, что специальная адаптация после отпуска не нужна, тогда как 4 из 10 придерживаются противоположного мнения (в 2011 году 41 и 50% соответственно). Однако на практике только 2% компаний действительно проводят какие-либо адаптационные мероприятия для вернувшихся из отпуска сотрудников (14 лет назад — 5%).
Место проведения опроса: Россия, все округа; время проведения: 23—28 июля 2025 года; исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее постоянную работу; размер выборки: 1600 респондентов.