Энергетики не торопятся объединяться в системообразующие компании, нарушая закон

Энергетики не торопятся объединяться в системообразующие компании, нарушая закон

Злоупотребление договорами аренды, затягивание сроков передачи энергообъектов установленным законом компаниям, неверное формирование списков — вот лишь малая часть проблем, с которыми столкнулась реализация закона о консолидации объектов электроэнергетики в регионах. Инициативу, призванную сократить количество электрокомпаний, снизить число аварий на сетях и вообще навести в отрасли порядок, тормозят как могут — к такому выводу пришли участники заседания Комитета Госдумы по энергетике, где обсуждался этот вопрос. Почему спустя год после принятия закона ожидаемой консолидации так и не произошло, и как планируется решать эту проблему — рассказывает редакция SPRESS.

Консолидация задерживается

Напомним: закон принимался для того, чтобы сократить количество частных компаний, владеющих электросетевыми объектами. Как показала практика, их обилие (по словам председателя думского Комитета по энергетике и экс-министра Николая Шульгинова, всего их насчитывалось порядка трех тысяч) приводило к тому, что сети зачастую оказывались бесхозными, денег на их содержание и модернизацию не было, из-за чего росли количество аварий и износ оборудования.

«Также проявлялись перекосы в тарифном регулировании, — напомнил Николай Шульгинов. — А общее недофинансирование сети составляло около триллиона рублей».

Чтобы это все прекратить, решено было провести консолидацию активов — создать в каждом из регионов одну системообразующую территориальную электросетевую организацию (СТСО) и передать все объекты ей, чтобы в случае ЧП по крайней мере точно было ясно, с кого спросить. Однако это начинание наткнулось на целый ряд проблем.

«Как показала практика, простого количественного снижения хозяйствующих субъектов недостаточно, — отметил Николай Шульгинов. — Сегодня мы наблюдаем в разных регионах несоблюдение сроков определения СТСО, затягивание передачи объектов, неполное информирование о реальном количестве единиц, подлежащих передаче, и так далее».

Николай Шульгинов.
© пресс-служба Госдумы

Опоздание на восемь месяцев

Подтвердил наличие проблемы и замминистра энергетики Евгений Грабчак, также присутствовавший на заседании.

«На сегодняшний день количество обычных ТСО уже сократилось более чем на 66%, — уточнил чиновник. — Однако видно, что не все проблемы решены. Так, например, только 40% новообразованных системообразующих организаций заключили договора об использовании объектов электросетевого хозяйства».

Более расширенной статистикой поделились представители прокуратуры. Так, по их словам, в ходе целого ряда прокурорских проверок удалось выявить многочисленные факты несвоевременной подачи и некорректного составления списков электросетевых объектов, неправомерного использования договоров аренды и так далее. Так, например, в Тамбовской области только после вмешательства прокуратуры список объектов вырос до адекватных восьми тысяч — а до этого в нем насчитывался… 41 объект. В Дагестане процесс формирования списков не начался вообще, в Тверской области стартовал только в середине апреля — хотя по закону все должно было быть готово еще в сентябре прошлого года. Аналогичные или похожие проблемы выявили также в республиках Алтай и Башкортостан, в Северной Осетии и ряде других регионов.

Добавляет проблем и тот факт, что текущее законодательство в области регуляторной гильотины, по словам участников заседания, сформулировано так, что контрольные ведомства — в частности, Ростехнадзор — зачастую попросту не могут зайти на ту или иную площадку и посмотреть, что там происходит. В итоге на статус СТСО могут претендовать, например, разрушенные или вообще несуществующие компании, которые формально соответствуют критериям.

По итогам заседания участники договорились сформировать единый перечень инициатив и предложений и представить его профильным министерствам и ведомствам.