ISU разрешают музыку от искусственного интеллекта. Но, кажется, это «ящик Пандоры»

ISU разрешают музыку от искусственного интеллекта. Но, кажется, это «ящик Пандоры»

В следующем сезоне темой ритм-танца станет «музыка 90-х». Из жанров – хип-хоп, поп, гранж, хаус, рейв, в общем, снова зажигательные мотивы. Об этом говорят и требования: «много энергии» и «радость для публики». При этом приветствуются национальные хиты, то есть российские спортсмены могут спокойно выбирать отечественные шлягеры той эпохи: «Руки вверх», «Иванушки International», «Комбинацию». Или даже замахнуться на Виктора Цоя – правда, там возникнут проблемы с критерием «радость для публики» (но опять же – как посмотреть).

Изначально ISU планировали предложить хиты нынешнего века. Однако возник важный вопрос: как в таком случае быть с авторскими правами? У ISU есть особая база Click N’ Clear с песнями, которые безопасно брать с юридической точки зрения. И, конечно, там находятся далеко не все треки, особенно если говорить про современные композиции. В итоге, от идеи про 21 век отказались и снова выбрали зажигательные мотивы из прошлого.

Похожие ритм-танцы – животрепещущая проблема последних лет, в том числе и из-за культа бодрости, энергичности и развлекательных стилей. Оно и понятно: всем спортсменам ставят достаточно жёсткие рамки, которым они должны следовать, если планируют претендовать на высокие баллы.

При этом сейчас ISU предлагает нововведение и зарезают использовать музыку в стиле 90-х, созданную искусственным интеллектом. И это необычное решение. С экспериментами в этом виде всё непросто. Достаточно вспомнить уникальные твиззлы «пистолетики» Степановой и Букина, которые были «новым словом» в танцах на льду, но не всегда получали достойные оценки. ИИ – это тоже эксперимент. Конечно, в этих примерах есть различия: у Александры и Ивана новые элементы – это творческие поиски, которые, по логике, должны только приветствоваться. Опыты с нейросетями – это скорее техническая сторона вопроса. Но так или иначе предугадать, как такое нововведение будет восприниматься, сложно.  

Возможность использовать нейросети должна отчасти решить проблему с авторскими правами. Но здесь снова не всё так однозначно. Есть не один пример того, как лейблы подают иски на нейросети, так что в теории использование такой музыки может не только не упростить ситуацию, но и привести к новым трудностям и конфликтам, учитывая принцип работы машинного обучения.

Более того, такое нововведение может, наоборот, стать другой гранью одной и той же проблемы и вновь показать: в танцах на льду кризис идей. Ведь нейросети используют для создания «новых» композиций старые добрые ритмы, мотивы, паттерны и так далее. Не лучше ли тогда ISU попробовать решить проблему с авторскими правами и дать спортсменам больше свободы в выборе той музыки, которая им нравится, но при этой написанной людьми?

Ещё один вопрос – как будут реагировать судьи на программы, поставленные на песни, которые создал ИИ. Оценки в этом виде, в целом, достаточно субъективны, так как они во многом зависят не только от мастерства фигуристов, но и от восприятия арбитрами программы. В одиночном катании всё проще: если на компоненты ещё можно как-то повлиять, то с прыжками так не сработает – они либо получились, либо нет. И разрыв в оценках создаётся только за счёт GOE, то есть надбавок за элементы. Однако опять же за не самый удачный прыжок, где ошибка заметна невооруженным глазом, поставить +5 – это значит, испортить свою репутацию. В танцах система другая, и от судьи влияют на многое.

Ещё один момент: музыка от нейросетей в стиле 90-х, которую теперь разрешают ISU, – это же, по сути, современный взгляд на ту эпоху. Тогда, получается, справедливости ради, стоит разрешить спортсменам брать композиции 21 века, но выполненные в жанрах той эпохи? Но правила этого не подразумевают и гласят: «Можно кататься под любую музыку, если она была выпущена в оригинале или в виде кавер-версии в 1990-е годы».

Так, ISU стараются двигаться в ногу со времени, но снова открывают ещё один «ящик Пандоры», при этом не решая другие насущные вопросы.