ИИ на службе медицинеИИ на службе медицине

ИИ на службе медицинеИИ на службе медицине


Фото: Monkey Business Images/FOTODOM/Shutterstock

Использование искусственного интеллекта повысит эффективность коммуникаций медицинских представителей и врачей на благо пациентов 

Ошибки во взаимодействии медицинских представителей с врачами и пути достижения эффективной коммуникации обсудили 9 сентября в Москва-Сити на инсайт-конференции «Ошибка выжившего в Rx-маркетинге», организатором которой стало коммуникационное агентство CommWorld. В центре внимания спикеров и участников были технологии искусственного интеллекта, способные значительно улучшить маркетинговую активность фармацевтических компаний. Конференцию посетили более 70 топ-менеджеров фармкомпаний и дистрибьюторов.

Андрей Спирягин, член Государственного комитета по стандартизации искусственного интеллекта, владелец компании-резидента «Сколково», рассказал о глобальном влиянии искусственного интеллекта на бизнес и призвал представителей фармсектора не бояться пробовать и внедрять новые технологии ИИ в свою деятельность.

Руководитель стратегического маркетинга «Эвоклик Медицина» Игорь Крамаренко, имеющий 15-летний опыт в международном фарммаркетинге, выступил с презентацией на тему «ИИ: модная опция или реальный инструмент роста?», разобрав с аудиторией различные области и задачи, в которых можно применить новые цифровые технологии.    

Искусственный интеллект уже активно применяется в том или ином виде. В России 60% врачей используют искусственный интеллект в работе, в том числе для поиска информации вместо поисковых сетей. И эта цифра постоянно растет. При этом две трети пациентов перепроверяют назначение врача в интернете. По мнению Игоря Крамаренко, для целей медицинских представителей есть возможности использования ИИ, в том числе для клиентского планирования и анализа результатов визитов. Тогда можно более оперативно реагировать и корректировать активность с целью оптимизации.

Уровень текучки в профессии медпредставителей составляет порядка 20%, поэтому всегда актуальна задача по обучению и повышению квалификации персонала. Учитывая, что нейросети могут хорошо мимикрировать под любую целевую аудиторию, в том числе копируя образ мышления и поведения врачей, то этот инструмент становится эффективным помощником в онбординге и тренингах.

Алексей Постников, технический директор «Инновации и консалтинг», к. т. н., дал аудитории практические рекомендации по применению AI в коммуникации с врачами, сделав акцент на использовании RAG-систем. Метод Retrieval-Augmented Generation (RAG) предполагает, что генеративная языковая модель получает доступ к внешним источникам информации, позволяя улучшить точность и достоверность ответов. Поэтому в рамках решения проблем коммуникации медпредставителей с врачами, если есть задача переработать огромное количество информации и выдать ее в понятном, удобном виде, ответить на сложные вопросы врачей, то стоит обратить внимание на RAG-системы, а не использование классических GPT-средств.

Кроме того, Алексей Постников подчеркнул, что к концу 2026 года 25% поисковых запросов будут уже в поисковых системах искусственного интеллекта, а не в классической выдаче. И другая важная цифра — 70% запросов к нейросетям не существовали ранее. Это значит, что вместо обычных односложных запросов люди задают в поиске сразу несколько параметров, что уже необходимо учитывать тем, кто хочет попадать в инфополе целевой аудитории, в данном случае врачей. Поэтому одним из новых инструментов, которые нужно применять уже сейчас, — это GEO, так называемое, оптимизация контента под генеративные сети. 

«Примерно у трети врачей не получается создавать доверительные отношения с медпредставителями. Среди основных факторов врачами называется недостаток компетенций медицинских представителей (33%), навязчивость (20%), стресс от взаимодействия (10%)», — прокомментировала результаты специального исследования среди медпредставителей и врачей СЕО коммуникационного агентства CommWorld, специализирущегося на работе с фармкомпаниями, Татьяна Залиханова.

Согласно исследованию CommWorld, более половины медпредставителей считают, что доля врачей категорически отказывающихся от взаимодействия, составляет более 10%. При этом 15% медпредставителей думают, что таких врачей от 20 до 50%. Однако 90% врачей, напротив, считают полученную от медпредставителей информацию полезной и признают, что она влияет на выписку препаратов.

«Новые технологии, внедряемые с помощью искусственного интеллекта, безусловно, помогут повысить эффективность коммуникации и найти больше общих точек для взаимодействия медпредставителей и врачей на благо пациентов, — считает Татьяна Залиханова.