Гениальнейшая афера в автоспорте. Британец три года уничтожал соперников на «Москвиче»

Гениальнейшая афера в автоспорте. Британец три года уничтожал соперников на «Москвиче»

Имя Тони Ланфранки известно только самым преданным фанатам гонок. Да, британец за свою долгую карьеру выступал в Формуле-1, даже испытывал себя на «24 часа Ле-Мана», но звёзд с неба не хватал, хотя и мечтал о них с детства. А в итоге из-за травмы и вовсе чуть карьеру не закончил, но быстро сориентировался и переключился на гонки Британского туринга (BTCC), где соревновались обычные серийные автомобили, доработанные для трека.

Правда, и там Тони долгое время оставался в тени, пока не пересел на… «Москвич-412», выпущенный Московским заводом малолитражных автомобилей в 1967 году. Простенький дизайн, перекочевавший из предыдущего «Москвича-408», не самые передовые технологии, но зато скромная стоимость (менее 600 фунтов) и мощный движок – Ланфранки сразу же смекнул, как за гроши обойти правила, при этом не нарушив их.

Тут надо оговориться: по правилам Британского туринга, автомобили делились на классы по цене, а не по характеристикам. 412-й «тяжеловес» пусть и не обладал манёвренностью юрких конкурентов, но за счёт устойчивости и грамотной тактики мог доминировать на трассе. Тони осознавал, в чём преимущество его нового любимца: разгоном на прямых, который нивелировал потери в поворотах.

Естественно, Ланфранки считали безумцем. Мол, у твоей телеги даже дисковых тормозов нет. Да и в целом репутация советского автопрома тогда была откровенно слабой. Но британец не сомневался: «Я спросил у дистрибьютора: «Вы хоть понимаете, что продаёте машину, которая выиграет чемпионат?» Они ответили: «Не дури – эта тачка не для гонок», – делился Ланфранки с изданием Motor Sport.

Тони в итоге заткнул всех своих критиков, в период с 1972-го по 1974-й выиграв 28 из 29 гонок. Единственное поражение Тони потерпел из-за мелкой технической неисправности, но даже тогда он финишировал в лидирующей группе. К удивлению экспертов, 412-й оказался не только мощным, но и надёжным автомобилем. В отличие от конкурентов, который сходили из-за перегрева, советская машина выдерживала самые интенсивные гонки.

К 1974-му некоторые соперники начали копировать подход Ланфранки, покупая 412-й, но Тони за счёт грамотной доработки автомобиля (усиленный двигатель, улучшенная подвеска) всё равно оставался недосягаемым и с огромным отрывом стал абсолютным чемпионом в классе D.

Так сбылась мечта простого мальчишки из Брэдфорда, так советский автопром пережил редкий момент признания на Западе.