В США мы увидели яркие матчи, лихие сюжеты, внезапные сенсации и оригинальные тренерские решения. Всё это было. Однако любой крупный турнир оценивается не по отдельным эпизодам и даже не сугубо по стадии плей-офф, а по общей дистанции и уровню. И здесь как раз есть большие вопросы.
Вопреки мощной рекламе и отзывам Джанни Инфантино, с точки зрения футбола КЧМ-2025 получился средненьким. Он и близко не может сравниться с Лигой чемпионов. Виной тому сразу несколько факторов:
1) слишком много клубов-участников (32), представляющих разные континенты. Если бразильцы, «Аль-Хиляль» и с натяжкой «Монтеррей» с «Интер Майами» проявили себя, то в остальном неевропейцы ограничились групповым этапом и ничем не запомнились;
2) слишком разное состояние команд из Старого Света и столь же разное их отношение к турниру. Глупо ждать мощного футбола, когда ты только сменил тренера и воспринимаешь КЧМ как предсезонку, а твои ключевые игроки либо устали, либо набирают форму после отпуска;
3) климатические условия – экстремальная жара и влажность.
Никакого прорывного формата на КЧМ-2025 не было. Уровень футбола часто приближался к обычным выставочным коммерческим турне. Счета 10:0 и 6:0 – возвращение куда-то в бородатые времена, когда сильные и богатые соревновались со слабыми и бедными. Феноменальными получились разве что призовые.
Правильный и стильный «ПСЖ»
Абзацы выше могли бы быть не такими категоричными, если бы все европейцы относились к турниру с таким же уважением и выглядели столь мощно и цельно, как «ПСЖ». Подчеркнём, что даже провальный финал не должен влиять на общее впечатление. До него у команды Луиса Энрике – действующего победителя Лиги чемпионов – случилось лишь одно локальное фиаско, когда во 2-м туре группового этапа она при явном доминировании не смогла взломать «Ботафого» и уступила 0:1. В остальных играх мы увидели мощнейшую машину, сочетающую в себе стиль, агрессию, желание и результативность.
Средний показатель владения мячом у «ПСЖ» (опять же, без финала) составил 66%. Не было ни одной игры менее чем с 10 ударами. Точность передач – 91%. Прессинг уничтожал любого соперника, в том числе прибил и унизил «Реал» в полуфинале. «Королевский клуб» не просто получил 0:4, а был вынужден подолгу бегать без мяча. Фантастический Усман Дембеле был вожаком этой прессинг-структуры, и именно парижан наиболее часто в ходе турнира называли самой классной командой мира в моменте.
«ПСЖ» рассыпался во второй половине первого тайма решающего матча, а при первом голе тот же прессинг сработал против него. Но глобально за турнир Луису Энрике и его футболистам всё равно респект, с точки зрения эстетики им не было равных.
Хаби Алонсо перепробовал всё
Мы привыкли, что крупный статусный турнир – это скорее демонстрация готовых устоявшихся идей, а не проба новых. В США всё было наоборот. Представители элиты только и занимались тактическими поисками. Желание найти что-то оригинальное, в потенциале делающее твою команду сильнее перед новым сезоном, пересиливало желание выиграть турнир, и ничего странного в этом нет.
Экспериментировали все. И «Интер» с новым тренером Кристианом Киву, и «Манчестер Сити» с Хосепом Гвардиолой (Пеп так и говорил: «Играем в удовольствие»), и «Челси» с Энцо Мареской.
А чемпионом по экспериментам стал «Реал». Новый тренер Хаби Алонсо с энтузиазмом окунулся в работу и успел испытать очень многое. Он сменил четыре схемы. В матчах с «Аль-Хилялем» и «Пачукой» на групповом этапе использовал 4-3-3, в 3-м туре с «Зальцбургом» испытал 3-5-2. С «Ювентусом» в 1/8 финала – 3-4-2-1, как в «Байере». В четвертьфинале с «Боруссией» случился переход на 4-2-3-1 с Джудом Беллингемом в роли «десятки», а в полуфинале с «ПСЖ» случилось возвращение к 4-3-3.
Из локальных кадровых событий в «Королевском клубе» выделяются прежде всего два. Во-первых, классная игра молодого центрфорварда Гонсало Гарсии Торреса, превратившегося в игрока старта. Он набрал 4+1 по системе «гол+пас», в то время как Киллиан Мбаппе после выздоровления сдвигался на фланг. Во-вторых, ставка на такого же юного Арду Гюллера в центральной зоне. Инсайд с разыгрывающими функциями долго ждал своего шанса, сейчас получил его – и вырисовывается что-то интересное. Молодого турка похвалил сам Тони Кроос, заявивший, что, если парень умеет так здорово играть между линиями, тогда можно закрыть глаза на его проигранные единоборства.
А глобально видно, что Алонсо пытается сделать «Реал» более структурным и дисциплинированным после прошлогоднего весёлого хаоса. Движения вперёд заметны, но пока это лишь наброски. Предположим, что Карло Анчелотти поставил бы целью взять титул, тогда как для Алонсо было реально важнее максимально продуктивно использовать этот месяц перед более важными турнирами.
Мастер решающих матчей снова в деле
Много нового перепробовал и главный тренер «Челси» Энцо Мареска. Он открыто говорил на пресс-конференциях, что хочет сделать команду более гибкой и менее предсказуемой.
Ключевым кадровым оружием «синих» остаётся Коул Палмер. Мареска на КЧМ-2025 двигал его в самые разные зоны, давал свободу, позволял творить. Кажется, всё это происходило в рамках долгосрочной стратегии под названием: «Не позволим соперникам адаптироваться и выключать нашего лучшего футболиста».
Палмер реально играл везде. В роли «десятки», инвертированного правого вингера, инсайда, левого нападающего. Везде он находил свои аргументы и был опасен. А ещё Коул подтвердил феноменальную способность забивать в больших встречах и в самые решающие моменты. Два прекрасных гола в ворота «ПСЖ» в финале стали ещё одной жирной строчкой в богатом резюме с достижениями. На турнире Палмер уже носил на спине 10-й номер, и странно, что «десятка» дошла до него только сейчас.
Между Бразилией и Аргентиной – пропасть?
Все четыре бразильских клуба преодолели групповой этап и вышли в плей-офф. А «Флуминенсе» даже добрался до полуфинала. Аргентинцы, вечные оппоненты бразильцев, свои задачи провалили.
«Бока Хуниорс» набрал два очка в группе с «Бенфикой», «Баварией и «Окленд Сити». Особенно удивило фиаско в матче с новозеландцами, так как до «Боки» они были уничтожены в двух играх с общим счётом 0:16. «Ривер Плейт» обыграл японский «Урава Ред Даймондс», после чего сгонял вничью с «Монтерреем» и уступил «Интеру». Итог в обоих случаях – третье место.
Да, это всего лишь скоротечный месяц. Однако турнир как будто показал, насколько бразильский чемпионат сейчас статуснее аргентинского. В Бразилии гораздо больше бюджеты и зарплаты, туда возвращаются классные футболисты, там можно дольше удерживать золотую молодёжь. Тогда как аргентинская лига словно застыла на месте. А может, даже движется вниз.
Ветераны – уже прошлое
В самом большом порядке на дистанции оказался Тьяго Силва, который помог скромному по составу и финансам «Флуминенсе» выйти в полуфинал. Стиль его игры был из разряда «на опыте» – 40-летний защитник избегал борьбы и больше действовал на подстраховке. Но действовал реально классно.
Серхио Рамос отметился классным голом в ворота «Интера», помог засушить матч с «Ривер Плейт» и едва не сравнял счёт в концовке игры 1/8 финала с «Боруссией». После его удара головой на 91-й минуте мяч чуть-чуть разминулся со штангой. Вратарь уже не реагировал. Серхио после промаха разочарованно свалился на газон. Желание сыграть с родным «Реалом» в четвертьфинале было очень велико.
Лео Месси отмечался гениальными действиями, однако было заметно, насколько у него уже ветеранский стиль игры. Он не сверкал результативностью (всего один гол в четырёх матчах), в своём стиле избегал контактов и оборонительных действий. А когда компания из Месси, Луиса Суареса, Серхио Бускетса и Жорди Альбы попала на «ПСЖ» и «сгорела» 0:4, сразу стало понятно, что стилистика и движение из прошлых лет в современном европейском футболе уже не прокатят.
Спасибо КЧМ за то, что дал возможность ещё раз посмотреть на великих игроков, разъехавшихся по разным странам. Тот же Лука Модрич смог попрощаться с «Реалом» после феноменального периода в клубе. Видеть всех их было немного грустно, но очень приятно.
Но говорили и писали больше всё же не о них. А о более молодых футболистах, делающих разницу, о новых звёздочках топ-клубов. Да и выиграла в итоге турнир самая молодая команда, несколько лет подряд собиравшая талантов по всей Европе. Это тоже стало частью тенденции.