Warning: Undefined array key "the-newspaper_social_icons" in /home/www/spress.ru/wp-content/themes/the-newspaper/theme-framework/theme-style/function/template-functions.php on line 618

Warning: foreach() argument must be of type array|object, null given in /home/www/spress.ru/wp-content/themes/the-newspaper/theme-framework/theme-style/function/template-functions.php on line 618

Естественно, интеллект! Нейросети уже оказывают колоссальное влияние на развитие футбола

Естественно, интеллект! Нейросети уже оказывают колоссальное влияние на развитие футбола

Современный футбол всё активнее внедряет передовые технологии, в том числе искусственный интеллект: от поиска молодых талантов до определения офсайда – он повсюду. Мы попробовали провести анализ: как нейросети применяются в разных сферах, с примерами от команд до целых лиг и учебных академий. И заодно узнаем, как дела обстоят в РПЛ.

Скаутинг: MONEYBALL-2.0

Английский «Брентфорд» и датский «Мидтьюлланн» (оба под крылом британского предпринимателя Мэттью Бенхэма, владеющего также компанией по статистическим исследованиям для профессиональных игроков Smartodds и букмекерской биржей Matchbook) – ярчайшие примеры сочетания «AI + аналитика». Оба клуба используют SciSports и Wyscout – ИИ-системы, которые анализируют миллионы метрик: от силы удара и движения игрока до эффективности прессинга и xG-моделей. Это не замена скаутам, а расширение их возможностей: алгоритм предлагает список кандидатов, которых скауты затем проверяют вживую.

Сервис Eyeball отслеживает около 180 тысяч молодых игроков в 28 странах, используя видео с одной камеры. Идея – заметить будущую звезду, прежде чем игрок попадёт в систему крупных клубов.

aiScout от ai.io – партнёр МЛС, «Челси», «Бёрнли», нескольких американских клубов (в том числе «Интер Майами») и проектов в Европе. На сайте компании указано – член инновационной программы ФИФА. Он позволяет молодым футболистам снимать видео в домашних условиях, демонстрируя контроль мяча, дриблинг и скорость. ИИ оценивает навыки и делает профиль, который затем виден партнёрам. Даже футбольные академии Индии и Уэльса используют этот инструмент.

AI-системы не заменили скаутов, но превратили их в аналитиков, выбирающих по большому фильтру – по модели PLAIER и ScoutBot, о которых ниже.

Трансфер Пола Онуачу в «Мидьюлланн»

Это один из самых ярких кейсов внедрения ИИ в скаутинг. Клуб Бенхэма начал применять модели машинного обучения ещё до массового внедрения xG.

Скаутская система клуба анализировала десятки метрик, среди которых:

  • участие в xG-эпизодах без касания мяча (non-shot involvement);
  • эффективность в борьбе на втором этаже (expected aerial threat);
  • тактическая адаптивность;
  • undervalued market price (рыночная недооценённость).

Двухметровый Онуачу (рост – 201 см) не попадал в шорт-листы традиционных скаутов – визуально слишком «неуклюжий». Однако данные показывали, что в структуре «Мидтьюлланна» он может быть максимально эффективен.

«Мы получили список от системы, и Онуачу был вверху. Алгоритм говорил, что он может вырасти в топ‑форварда. Мы доверились», – рассказывал бывший спортдиректор клуба Клаус Стайн.

Купленный менее чем за € 500 тыс. нападающий стал лучшим бомбардиром датской лиги и был продан в бельгийский «Генк» в 12 раз дороже (за € 6 млн), а оттуда – в «Саутгемптон» за € 18 млн. Это кейс, где ИИ дал конкретную бизнес‑выгоду: 10-кратную окупаемость инвестиций.

Эффективность «Брентфорда»

Если «Мидтьюлланн» был лабораторией, то «Брентфорд» стал промышленной линией ИИ-подхода к трансферам. С момента отказа от традиционной академии в 2016 году упор сделан на data-driven модель.

Ключевые компоненты:

  • модель кластеризации по стилю игры – игроки подбираются не только по позиции, но и по модели поведения на поле;
  • pressing efficiency per minute – один из метапоказателей, важный при подборе полузащитников и нападающих. Например, он помог выделить среди прочих полузащитника «Труа» Брайана Мбёмо (за него заплатили € 6,5 млн; за год до истечения контракта Transfermarkt оценивает его в € 55 млн);
  • контекстуальные xG – отличие от стандартных, с учётом давления, зоны передачи, структуры эпизода.

Успешных кейсов хватает. Вратарь Давид Райя (на момент подписания был вторым в Чемпионшипе по xSave) и нападающий Айван Тоуни были приобретены на основе не визуальных оценок, а кластерных моделей и pressing efficiency per minute, в сумме за € 9 млн. Первый уехал в «Арсенал» за € 31,9 млн, второй – в «Аль-Ахли» за € 42 млн (а мог и дороже, если бы не восьмимесячный бан за игру на ставках, ведь на пике оценивался в € 50 млн).

Нападающий Олли Уоткинс пришёл из League 1 (третьего английского дивизиона) за € 7,22 млн и был продан в «Астон Виллу» за € 34 млн, где дорос до сборной Англии (даже забивал голландцам в полуфинале Евро-2024).

«Мы всегда начинаем с данных. Аналитика – наш фильтр. Скауты подключаются после», – объясняет принцип работы директор по футболу Фил Джайлс. Данные -> скаут -> контракт.

«Брентфорд» стал примером того, как клуб с ограниченным бюджетом может за счёт системной ИИ-инфраструктуры уверенно держаться в АПЛ – за четыре года с момента выхода «пчёлы» дважды финишировали в десятке и лишь раз «докатились» до 16-го места (и всё равно остановились в 13 очках от зоны вылета).

Аналитика состава

ИИ помогает не только искать игроков, но и принимать решения по составу, трансферам и инструментам отбора:

  • PLAIER от Sky Sports анализирует более 100 лиг: event data, траектории, травмы, зарплаты. Алгоритм оценивает, насколько стиль и рисунок игры тренера подходят данному набору футболистов;
  • ScoutBot на базе Databricks Genie даёт почти персонального аналитика. Вбиваете запрос: «Найди вингера с эффективностью дриблинга в топ-10% лучших игроков в регионе и стоимостью до € 5 млн». И получаете список из реальных кандидатов;
  • Hudl, StatsBomb, InStat используют ИИ для сбора индивидуальных данных по видео, превращая это в автоматическую статистику не только для тренеров, но и для зрителей;
    ИИ в аналитике – фильтр, выделяющий наиболее релевантные данные и перераспределяющий приоритеты.

Тренировки, спорт-наука и здоровье игроков

ИИ активно применяется для оценки здоровья и формы футболистов. GPS‑трекинг и RFID считывают движения, а ML-модели на основе нагрузки прогнозируют переработки и травмы. Их используют как клубы АПЛ, так и национальные академии.

В АПЛ такие системы выявляют пик физической готовности и помогают выстроить режим восстановления, чтобы избежать лишних травм. В РПЛ есть исследования вроде роста дистанций и спринтов, однако единых AI-платформ пока нет.

Судейство: ВАР и оффсайд 

SAOT (Полуавтоматическая технология определения офсайда) в АПЛ повышает точность определения офсайда в реальном времени. Для этого используются 28 камер на каждом стадионе. Компьютерное зрение отмечает по 10 тысяч точек на каждом игроке и создаёт 3D-рендеры.

В сезоне-2024/25 в АПЛ систему ввели полноценно. ВАР официально поддерживает SAOT, но последнее слово всё равно остаётся за судьёй.

Что в РПЛ?

Пока что ИИ в России – это точечные решения без инфраструктуры:

  • есть InStat – видео + метрики, но без ИИ-моделей. Это скорее ручной инструмент;
  • отдельные проекты по GPS и нагрузкам есть – однако нет комплекса AI, способного анализировать десятки тысяч профилей, предсказывать травмы или находить офсайды;
  • нет ИИ-платформ типа aiScout, ScoutBot, Eyeball – только локальные функции и статистика.

Чтобы дойти до уровня европейцев в использовании AI, в России потребуется:

  1. Внедрить централизованные видео/радар-системы (как в АПЛ/МЛС).
  2. Интегрировать ИИ-платформы (ScoutBot, Eyeball).
  3. Начать пилоты с офсайда и офсайд-помощников.

РУСТАТ

Одной из немногих российских компаний, использующих ИИ, являются наши партнёры и друзья – РУСТАТ. Эта аналитическая платформа с помощью нейросетей автоматически рассчитывает треки каждого футболиста.

Для повышения точности и избирательности нейросети работают непосредственно с фигурами игроков, сегментируя их на каждом кадре. Видео снимается специальными камерами сверхвысокого разрешения.
«Мы делаем ставку на эффективные решения и обеспечиваем высокое качество данных, избегая ненужных затрат. Специально разрабатываем технологии, позволяющие использовать видео даже с примитивных видеокамер для производства надлежащей статистики.

Параллельно наш научный департамент занимается оптимизацией процессов анализа и снижением зависимости от ручного труда. Основное внимание уделяем улучшению качества и скорости анализа, чтобы аналитики могли сосредоточиться на более интересных и сложных задачах», – рассказывал генеральный директор РУСТАТ Марат Бедретдинов.

Кстати, партнёром РУСТАТ является компания Manager 360 – первый и единственный революционный спортивный IT-инструмент в России, охватывающий все спортивные блоки от тренировок до медицины, в котором используются искусственный интеллект и компьютерное зрение.

Алгоритмы на замену интуиции

ИИ меняет футбольную инфраструктуру быстрее, чем мы привыкли думать.

  • В скаутинге он даёт новые имена до того, как они попадают на радары.
  • В аналитике перестраивает состав и тактику.
  • В медицине и тренировках предсказывает травмы и оптимальные нагрузки.
  • В судействе ускоряет определение офсайдов и снижает ошибки.

Однако успех зависит не только от технологий, но и от воли, системности и доступной инфраструктуры. Пока «Брентфорд» превращает pressing efficiency в деньги, «Мидтьюлланн» продаёт игроков в 12 раз дороже чем покупал, а в АПЛ практически полностью автоматизировали судейство, в РПЛ по-прежнему смотрят офсайд с одной камеры, без автоматизации и аналитической среды. 

ИИ – не мода, а инструмент. И вопрос не в том, заменит ли он человека. А в том, кто быстрее адаптируется и станет использовать его лучше.