Две трети работодателей в сфере медицины и фармацевтики повысят зарплаты в 2025 году

Две трети работодателей в сфере медицины и фармацевтики повысят зарплаты в 2025 году

Консалтинговая компания get experts представляет результаты исследования о трендах, наблюдавшихся в сфере медицины и фармацевтики в 2024 году, и ожиданиях на 2025 год. В исследовании приняли участие 3348 респондентов — наемных работников и руководителей, топ-менеджеров, HR-специалистов и других представителей компаний-работодателей из различных регионов России.

Как и во многих других отраслях, в медицине и фармацевтике 2024-й стал годом активного развития и роста после восстановления, причем рост наблюдался на всех направлениях: R&D, производстве, маркетинге и продажах и т. д. Участники рынка — отечественные и оставшиеся в России зарубежные компании — возобновили замороженные ранее активности не только в найме специалистов, но и в реализации различных проектов, они стремятся расширить географию присутствия и укрепить свои позиции.

Рынок труда остается выраженно кандидатским, из-за чего процесс поиска релевантных кандидатов и их найма стал сложнее — об этом говорят 57% работодателей. Около трети (35%) представителей компаний утверждают, что для них ничего существенно не изменилось, 5% затруднились дать оценку ситуации, и только для 3% набирать персонал стало легче. Более половины (54%) работодателей в 2024 году сохранили численность своего персонала. В 30% компаний штат вырос, в 14% — сократился. Еще в 2% компаний наем был заморожен.

Причины того, что наем стал сложнее, кроются не только в том, что условия сейчас диктуют кандидаты. Работодатели идут им на уступки, расширяя свой запрос, снимая требования по полу, возрасту и месту жительства кандидатов, рассматривая специалистов с опытом работы в смежных отраслях и т. д. Но в то же время они повышают свои требования: многие компании хотят получить в одном специалисте и hard skills, и soft skills. При этом кандидат должен сразу же встраиваться в корпоративную культуру. Это создает для кандидатов определенные проблемы и риски, поэтому они стали чаще отказываться от предложений, если нет явных причин для смены работы или если роль сопоставима с их текущей.

Параллельно меняются и приоритеты кандидатов: они чаще обращают внимание не только на бренд компании-работодателя, но и на бренды своих потенциальных руководителей, т. е. линейных менеджеров. Также они стали более заинтересованы в стабильности и комфорте. Растет число отказов от предложений, вызванных негативным впечатлением о корпоративной культуре предполагаемого работодателя или необходимостью частых переработок. Кандидатам стало важно, чтобы им «продавали» вакансию, чтобы у них была возможность наладить контакт с потенциальным руководителем. Из-за этого работодатели вынуждены уделять больше внимания своему HR-бренду и создавать привлекательный образ компании.
Говоря о планах на 2025 год, 44% работодателей сообщили о намерении увеличить наем. 48% будут искать только замены, 2% сократят часть сотрудников, 5% заморозят кадровые активности и 1% не смогли определиться.

О росте уровня текучести кадров сообщают 40% компаний, о его снижении — 34%, в 21% случаев текучесть осталась прежней. В 16% компаний текучесть кадров в 2024 году составила до 5%, в 50% — 5–15%, в 24% — 16–30%, в 5% — более 30%, и еще 5% работодателей не смогли ее оценить.

На фоне текучести, дефицита кадров, сложностей с поиском и привлечением квалифицированных специалистов и жесткой конкуренции за них на рынке резко возросло значение удержания персонала. Работодатели запускают программы well-being для сотрудников, направленные на улучшение их физического, психического и эмоционального состояния, инвестируют в дополнительное обучение (в том числе и для высшего менеджмента), предоставляют возможность работы по гибкому графику или в гибридном формате и т. д. Также в некоторых случаях работодатели готовы рассматривать как инструмент удержания повышение зарплаты, но в этом случае речь может идти, как правило, не более чем о 3–5%. Эти и другие меры дают результат: по словам представителей компаний, на высшем и среднем уровне текучесть заметно снизилась, но на начальном уровне она пока сохраняется.

Доходы сотрудников подавляющего большинства — 78% — компаний отрасли в 2024 году выросли, в 17% случаев остались на прежнем уровне и только в 3% сократились. Еще 2% работодателей не раскрыли данные о динамике доходов своих работников. В основном уровень роста доходов сотрудников составил 5–10% — об этом сообщили 73% работодателей, поднявших зарплаты. В 25% компаний доход вырос на 11–20% и в 2% — на 21% и более.

О планах по сокращению зарплат в 2025 году не сообщил ни один работодатель. В двух третях (65%) компаний будут увеличивать доходы своих работников, в 22% — сохранят их на прежнем уровне, и 13% респондентов затруднились с ответом. Предполагаемый уровень увеличения зарплат в 2025 году 71% представителей компаний обозначили как 5–10%, 22% — как 11–20%, и 5% говорят, что у их сотрудников доход вырастет более чем на 20%. Не смогли назвать приблизительные цифры 2% участников опроса.

Наиболее востребованные специалисты — медицинские представители. Участники рынка активно развивают новые направления, стремясь занять появившиеся ниши, поэтому им требуются специалисты, обладающие релевантным опытом.
Нужны также региональные менеджеры, директора по продажам, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, коммерческие менеджеры. Один из драйверов развития компаний в отрасли — выход на новые территории, расширение географии присутствия. В таких условиях важно построение клиентской базы, закрепление и развитие в новых регионах.

Менеджеры по доступу препаратов на рынок также востребованы. На фоне общего усиления команд в московских и региональных офисах компаний требуются специалисты с опытом работы в разных нозологиях.