Минсельхоз России предложил увеличить срок инвестиционных договоров по строительству рыбопромысловых судов с 15 до 20 лет. Соответствующий законопроект размещен 5 августа на федеральном портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения.
Ведомство обратило внимание, что при реализации инвестпроектов первого и второго этапов по строительству рыбопромысловых судов компании-инвесторы столкнулись с крупномасштабными сбоями в работе судостроительных предприятий и резким изменением планируемых условий хозяйствования, которые вывели капиталовложения за пределы норматива окупаемости «не более 10 лет».
Отмечается, что закрытие традиционных рынков сбыта российской рыбной продукции привело к значительному снижению экспортных доходов. В связи с антироссийскими санкциями и ограничениями на поставки судового и иного оборудования существенно увеличились сроки (до 10 лет) и стоимость (более 20%) строительства промысловых и краболовных судов на отечественных верфях. Это привело к увеличению срока окупаемости инвестиций и снижению эффективности освоения квот добычи водных биоресурсов.
Также указывается, что резкий рост ключевой ставки ЦБ привел к кратному увеличению стоимости обслуживания инвесткредитов, которые составляют основной источник привлечения инвестиций.
В Минсельхозе указали, что срок окупаемости строительства судов рыбопромыслового флота вырос до 17—20 лет, что превышает нормативно установленный срок окупаемости инвестиционных объектов и законодательно установленный 15-летный срок закрепления и предоставления инвестиционных квот.
В ведомстве добавили, что некоторые инвесторы из-за дефицита финансов не могут продолжать строительство судов без реструктуризации своих обязательств перед банками. При этом кредиторы оценивают актуальную окупаемость инвестиционных объектов и не готовы реструктурировать задолженность ввиду 15-летнего срока предоставления инвестиционных квот.
В случае принятия закон вступит в силу 1 сентября 2026 года.