Для таксистов предусмотрят специальную систему штрафов за отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Соответствующий законопроект в четверг, 10 июля, Госдума приняла в первом чтении. Основная его цель — не «убить» таксопарки, в особенности региональные и небольшие, чрезмерно высокими взысканиями, но при этом соблюсти право пассажира на безопасную и застрахованную поездку. редакция SPRESS рассказывает подробности.
Гиганты потянут, регионалы — нет
Законопроект вводит новую сетку штрафов за перевозку пассажиров и багажа в такси без полиса ОСГОП — обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Для физических лиц предусматривается штраф от тысячи до пяти тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 20 до 25 тысяч, а для юридических лиц — от 30 до 40 тысяч.
Как пояснил в ходе обсуждения законопроекта первый заместитель председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Игорь Игошин, действующие штрафы за отсутствие ОСГОП изначально разрабатывались и ориентировались с прицелом на крупные компании — такие, к примеру, как РЖД и «Аэрофлот». Поэтому и суммы там прописаны значительные — вплоть до миллиона рублей. При этом для такси ОСГОП стал обязательным лишь с сентября 2024 года — и существующие штрафы распространились на сферу легковых перевозок автоматически.
«При этом мы прекрасно понимаем, что эти суммы применительно к такси являются несоразмерно большими, — подчеркнул Игошин. — А для небольших региональных компаний и вовсе, откровенно говоря, убийственными».
Так, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, для авиаперевозчиков средняя выручка в год составляет около 612,2 миллиарда рублей, а для железнодорожных перевозчиков — около 106,7 миллиарда рублей, и для них такие высокие штрафы могут быть соразмерными. Для перевозчиков легковых такси, оборот которых может достигать до 5,5 миллиарда рублей, такие штрафы представляются чрезмерно высокими. Кроме того, всегда сохраняется вероятность ошибок — одна помарка или лишняя запятая, проставленная не в том месте при оформлении полиса, также может автоматически сделать его недействительным и подставить водителя и перевозчика под огромный штраф.
«В легковом такси, как и в любом другом виде транспорта, не исключены риски пропуска сроков переоформления договора ОСГОП, однако штрафы, установленные в размере от 500 тысяч до миллиона рублей, ощутимы даже для крупного таксопарка и ставят на грань банкротства бизнес легкового такси», — отметили авторы инициативы.
Кто имеет право на страховые выплаты?
Напомним: С 1 сентября 2024 года пассажиры такси имеют право на выплату по ОСГОП до двух миллионов рублей за вред жизни или здоровью, до 23 тысяч рублей — за причинение вреда имуществу.
Конкретный размер компенсации страховая компания устанавливает после обращения пострадавшего. Пассажир может получить деньги вне зависимости от того, кто стал виновником ДТП, объяснил нашему изданию член Комитета Госдумы по финрынку Николай Цед. Человеку нужно обращаться в страховую компанию, оформившую ОСГОП водителю. Ее название можно узнать на сайте Национального союза страховщиков ответственности (НССО), введя номер автомобиля.
Чтобы рассчитать выплату, пострадавший должен предоставить необходимые документы. Их перечень утвердил Центробанк. Перевозчик должен предоставить документ о произошедшем ДТП и его обстоятельствах. Если таких данных нет, то пассажир может сам запросить справку об аварии в ГАИ. Кроме того, понадобятся:
- при вреде здоровью: справка о травмах пассажира из скорой помощи или травмпункта;
- при вреде имуществу: протокол ДТП с отметкой об имуществе и его повреждениях, к которому можно приложить фотографии;
- при вреде жизни: свидетельство о смерти или решение суда о признании человека умершим, справку о смерти застрахованного.
Конкретная сумма будет зависеть от степени нанесенного вреда. Например, за черепно-мозговую травму можно получить 5—25 процентов от максимальной суммы, за повреждение зрения — 5—15 процентов, за перелом руки — 4—15 процентов и так далее.