Таксистов, работающих без лицензии и записи в региональном реестре, а также их работодателей предложили обложить дополнительными штрафами. С такой инициативой выступила группа депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, разработавшая проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Как будет работать новая система и что о ней думают независимые эксперты, узнала редакция SPRESS.
От передачи заказов до альтернативных каналов
Законопроект вносит изменения в статью 11.14.1 КоАП, где идет речь о нарушениях правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Сейчас эта статья говорит о трех базовых нарушениях: невыдача пассажиру кассового чека или квитанции, отсутствие опознавательного фонаря на крыше и особой цветографической схемы — тех самых «шашечек».
Авторы законопроекта предложили дополнить этот перечень еще двумя пунктами, под номерами «4» и «5». Пункт 4 предусматривает ответственность за перевозку пассажиров и багажа без специального разрешения или лицензии — до трех тысяч штрафа для водителя, десяти — для должностных лиц и пятидесяти тысяч — для юридических. Пункт 5 вводит усиленную ответственность за повторное нарушение: для водителя штраф вырастет до пяти тысяч, для должностных лиц — до двадцати и для юридических — до ста тысяч рублей.
В пояснительной записке авторы инициативы напомнили, что еще с 2022 года легковые такси должны работать только на основании лицензии, подтвержденной записью в региональном реестре. Но и по прошествии почти трех лет проблема перевозок без разрешения по-прежнему остается актуальной.
«Основным способом заказа такси в настоящее время являются онлайн-сервисы, которые позволяют найти заказ и пассажира с помощью веб-сайта или мобильного приложения, — пояснили разработчики законопроекта. — Службы заказа легкового такси работают на двустороннем рынке, где и пассажир, и перевозчик являются потребителем услуг агрегатора».
Проблема в том, что агрегаторам запрещено передавать заказы перевозчикам, не имеющим разрешений. Но на практике это требование постоянно нарушают.
Дополнительные сложности создает развитие сегмента альтернативных перевозок, когда пассажиры и таксисты ищут друг друга напрямую, через чаты и группы в социальных сетях, в обход всех агрегаторов. Такие перевозки, по словам авторов инициативы, стоят дешевле, но таят повышенные риски: нет регистрации заказов и поездок, перевозчики не платят налоги, а безопасность пассажиров никто не гарантирует.
«В соответствии с информацией, полученной от субъектов Российской Федерации, в 2024 году выявлено свыше 9 955 перевозчиков, осуществлявших деятельность без разрешений, — говорится в документе. — Проблема носит общероссийский характер и затрагивает не только города федерального значения, но и все субъекты Федерации».
Чтобы эти трудности сгладить, и нужны поправки в КоАП: как заключают депутаты, законопроект позволит сократить число нелегальных перевозчиков, повысить уровень безопасности пассажиров и обеспечить равные условия для добросовестных участников рынка.
Кого касается
Вице-президент Национального союза автомобилистов Антон Шапарин считает, что инициатива нуждается в доработке:
«Прежде всего нужно уточнить, как именно она будет работать и на кого распространяться. Помимо традиционных служб заказа такси, есть сервисы заказа автомобиля с водителем, которые отдельно прописаны в Гражданском кодексе. Например, по такой модели функционирует бизнес-такси в Москве, разного рода разъездные курьерские сервисы, корпоративное такси и так далее. Все эти формы деятельности давно устоялись и не создают существенных проблем для государства».
Шапарин усомнился, что дополнительные штрафы помогут решить проблему альтернативных перевозок.
«В маленьких городах, как правило, формируются принципиально иные формы автомобильных сообществ, — рассказал вице-президент НСА. — В Ельце, например, таксисты-частники обозначают себя при помощи теннисных мячиков, надетых на автомобильную антенну. И вот как выявлять их и предъявлять им обвинение в оказании услуг без лицензии — вопрос открытый».
Депутат Госдумы Николай Новичков согласился, что проблема серой зоны в такси действительно существует:
«В случае с таксистами, работающими без разрешения, люди фактически сталкиваются с нелегальными поставщиками услуг. Со всеми вытекающими последствиями: отсутствием защиты с точки зрения качества услуги, прав потребителя, банальной безопасности и так далее. Поэтому выход рынка из серой зоны, безусловно, необходим».
С другой стороны, подчеркнул Новичков, одними только запретительными мерами проблему вряд ли удастся решить.
«Сегодня ситуация складывается так, что большое количество водителей, для которых такси — не постоянная работа, а форма дополнительного заработка, оказались вытеснены за пределы легального рынка, — отметил парламентарий. — Правила получения разрешений довольно сложны, и не у всех есть возможность это сделать. Поэтому нам нужно действовать комплексно: придумать такое решение, которое снова сделало бы их полноправными и легальными участниками экономических отношений на выгодных для всех условиях».
Сейчас законопроект находится на этапе предварительного рассмотрения комиссией Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства. Она должна дать свое заключение до 9 декабря.
