Основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора предложили дополнить, исключив необходимость его уплаты в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых в Россию и помещаемых под ряд таможенных процедур. Такой законопроект внесла в Госдуму 28 октября группа депутатов от разных фракций и сенатор Елена Афанасьева.
В пункте 6 статьи 24.1 Закона «Об отходах производства и потребления» перечислены основания, исключающие необходимость уплаты утильсбора. Однако среди них нет такого основания, как освобождение от уплаты утильсбора при применении различных таможенных процедур в отношении ввозимых в РФ товаров, определенных Таможенным кодексом ЕАЭС.
Например, при применении процедуры таможенного склада, предусматривающей ввоз иностранных товаров, которые определенный срок хранятся на таможенном складе без уплаты ввозных пошлин и налогов. Таким образом, компании могут создать складские запасы сырья, необходимые запчасти и комплектующие без привлечения собственных средств или кредитов на оплату таможенных платежей (например, для организаций по сборке, производству или модернизации транспортных средств).
Однако из-за отсутствия в перечне исключений процедуры таможенного склада ее применение при ввозе транспортных средств либо шасси осложняется необходимостью уплаты утильсбора. Аналогичные сложности возникают при применении процедуры свободного склада и процедуры переработки на таможенной территории. По мнению авторов законопроекта, взимание утильсбора при помещении ввозимых товаров под данные таможенные процедуры противоречит природе необходимости его уплаты, а также сводит на нет экономическую целесообразность применения этих процедур.
Поэтому законопроектом предлагается дополнить перечень оснований, исключающих необходимость уплаты утильсбора, включив в них применение к ввозимым в Россию транспортным средствам таможенных процедур таможенного склада, свободного склада и переработки на таможенной территории.
Правительство поддерживает документ при условии его доработки с учетом замечаний. В заключении кабмина отмечается, что условия таможенной процедуры свободного склада и так разрешают использование техники (за исключением подакцизных транспортных средств) по прямому назначению без уплаты утильсбора (при этом такая техника не подлежит госрегистрации и техническому контролю), поэтому включение этой процедуры в законопроект не поддерживается.
Кроме того, в законопроекте не определены плательщики утильсбора в случае передачи ввезенной техники на переработку иным лицам, в том числе в нарушение условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории.
