Самозанятым водителям могут разрешить еще семь лет — до 1 января 2033 года — работать на машинах, не соответствующих критериям локализации. Такой законопроект группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму 30 октября. Большинство таксистов в регионах — подработчики и если они не пересядут на отечественные авто, то рынок такси, скорее всего, уйдет в тень, рассказали «Парламентской газете» авторы инициативы. В то же время самозанятых называют группой риска, поскольку они могут возить пассажиров после основной работы, то есть уставшие и менее внимательные. редакция SPRESS разбиралась, как будет работать такси со следующего года.
Водители преткновения
Самозанятые таксисты — это водители, которые занимаются пассажирскими перевозками и платят налог на профессиональный доход. С 1 сентября 2023 года самозанятые могут легально работать по партнерским договорам и получать заказы от агрегатора или службы такси. Но 1 марта 2026 года в силу вступит так называемый закон о локализации, предполагающий, что в реестры такси в регионах будут включать только автомобили, произведенные в России. Минпромторг представил предварительный перечень, в который вошли 22 марки шести автоконцернов.
Закон о локализации касается как профессиональных водителей, нанятых на работу таксопарками, так и самозанятых. Насчет последних у экспертов есть опасения, что они не станут покупать новое авто, а предпочтут уйти в тень. Поэтому группа депутатов и сенаторов 30 октября внесла в Госдуму законопроект, предлагающий разрешить таким водителям до 1 января 2033 года работать на машинах, не соответствующих критериям локализации. При этом авто должно быть в собственности больше шести месяцев.
В региональных реестрах такси доля таких автомобилей не должна превышать 25 процентов, следует из законопроекта.
Дефицита не предвидится
Авторы законопроекта не выступают против локализации, отмел сомнения зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов:
«Национальные перевозки должны осуществляться на национальном транспорте — это правильно и логично, но давайте исходить из того, что сегодня нужно разрешить ездить на том, что люди купили раньше».
С вступлением в силу в 2023 году нового закона о такси рынок значительно обелился, рассказал «Парламентской газете» Наумов, но сейчас вновь возникла угроза ухода части водителей в тень.
«А в небольших городах — существенной части, поскольку там большинство водителей — самозанятые, — объяснил депутат. — Поэтому наша инициатива — это рука помощи регионам, которые не должны стать рассадниками теневой экономики».
Главной целью закона о такси было не только обеление этой сферы, но и повышение безопасности перевозок, напомнил первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. Выведение из-под действия закона определенной категории может нести риски, отметил он. Таксопарки могут начать дробить свой бизнес на самозанятых, а такие водители — сами по себе группа риска, потому что для них извоз — подработка. То есть они могут выйти на линию после основного трудового дня, уставшие и менее внимательные.
Закон о локализации позволяет использовать для работы в такси машину, на которую получено разрешение до 1 марта 2026 года, добавил Павел Федяев. То есть никакого резкого выбытия автопарка не произойдет, дефицита не возникнет, а значит, и предпосылок для повышения цен нет.
Обновляться не спешат
В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, преобладает таксопарковая модель работы такси. В других регионах основная часть перевозчиков — самозанятые, поэтому квоты в четверть нелокализованных авто будет мало, сказала «Парламентской газете» исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская. Основными потребителями автомобилей в такси, по ее словам, являются таксопарки, которые гораздо чаще обновляют машины, нежели индивидуальные перевозчики.
Но пока и таксопарки не спешат менять работающие машины на локализованные, отметили в совете. Во-первых, итоговый перечень марок не определен, во-вторых, остается неурегулированным вопрос с лизинговыми автомобилями, которые могут лишиться разрешения на перевозку пассажиров при их переоформлении в собственность. Ранее в Минтрансе выражали готовность решить эту проблему, но пока о прогрессе в этом деле неизвестно.
«В настоящее время у 72 процентов опрошенных нами перевозчиков больше половины подвижного состава не подходит под требования закона о локализации», — сообщила Наталия Лозинская.
На совещании в Совете Федерации 21 октября представители российских автопроизводителей заявили о готовности расширять модельный ряд, в том числе в интересах сферы такси, поскольку сейчас большинство доступных моделей подходят только для перевозок в сегменте «эконом».
Глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев предлагал выделить субсидию таксопаркам для покупки локализованных автомобилей. Государство, по его словам, могло бы компенсировать 500 тысяч рублей, но такую машину в течение пяти лет нельзя будет продавать или сдавать в аренду.
