Российские автопроизводители будут расширять модельный ряд, чтобы таксопарки имели возможность покупать новые машины для всех классов перевозок. Парламентарии взяли тему на особый контроль и в ближайшее время планируют посетить отечественные заводы.
Безопасность и поддержка
Вступающий в силу 1 марта 2026 года закон о локализации призван поддержать отечественные автозаводы. Соответствующее поручение президент Владимир Путин дал еще в 2023 году, напомнил 21 октября на рабочем совещании глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. Сенаторы, депутаты Госдумы, представители органов исполнительной власти и автопроизводители встретились, чтобы обсудить готовность рынка к исполнению новых норм.
Рынок такси оказался уязвим из-за введенных против России санкций — наблюдается дефицит иностранных марок авто и запчастей к ним, что особенно опасно, отметил Кутепов. «Наша главная задача — обеспечить безопасность людей, — сказал он. — На втором месте — стабильные цифры бюджета. Рынок такси, исполняя нормы принятого закона, даст 10-12 миллиардов налоговых поступлений в бюджет в год».
Замглавы Минпромторга Альберт Каримов подтвердил: ведомство совместно с Минтрансом работает над расширением перечня производимых в России авто, которые с весны следующего года можно будет покупать для работы в такси. Подробностей он не рассказал, зато сообщил другую хорошую новость для таксопарков: в проект бюджета на 2026 год заложили деньги на программы льготного лизинга и льготного кредитования.
Субсидия на российское
Льгот для таксопарков может стать еще больше. Глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сообщил о проработке программы субсидирования покупки российских авто для такси. Это, по его словам, коснется индивидуальных предпринимателей и юрлиц, то есть таксопарков, которые смогут получить из бюджета 500 тысяч рублей.
«При этом такую машину нельзя будет продать или сдать в аренду три или пять лет, — раскрыл подробность депутат. — Нам нужно добиться обновления таксопарка на 5-7 процентов в год. Я не считаю, что со вступлением в силу закона о локализации нас ждет сокращение рынка».
Предложение Москвичева о субсидировании поддержал глава автомобильного департамента Минтранса Александр Васильченко. По его данным, сейчас в общероссийском реестре такси 856 тысяч транспортных средств, из них 186 тысяч оформлены на самозанятых водителей.
Комфорту добавят моделей
Российские автопроизводители отчитались, что мощностей их конвейеров точно хватит, чтобы закрыть потребности таксопарков. Один только «АвтоВАЗ» в 2024 году произвел больше полумиллиона машин при потребности таксомоторной отрасли в 40-50 тысяч в год, отметил вице-президент концерна Сергей Громак.
Пока остаются вопросы к модельному ряду, его нужно расширять, уверен зампред Комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов. Отечественные заводы массово выпускают машины для работы в сегменте эконом, с комфорт-классом — сложнее. Даже если такие авто есть, то они дорогие, их ни таксопарки, ни тем более самозанятые позволить себе не могут. Тем не менее в руководстве автопроизводителей заявили, что линейка моделей будет расширяться.
Одна из актуальных проблем, которую поможет решить закон о локализации, — демпинг китайских заводов, из-за которого такси в нашей стране ездят даже с иероглифами на приборной панели. «Водители как-то приспосабливаются, что информация на мониторе на китайском, но понятно, что безопасность при этом страдает», — сказал глава компании «Моторинвест» Андрей Резников.
Он пообещал поставить на рынок больше 30 тысяч автомобилей и гибридов всех сегментов по экономически обоснованной цене, чтобы закрыть потребности таксопарков для всех групп тарифов.
Комитет Совфеда по экономической политике возьмет на себя осуществление парламентского контроля за реализацией закона, сообщил сенатор Валерий Васильев. «Мы посетим все автомобильные заводы, чтобы ознакомиться с ассортиментом и доступностью модельного ряда», — заключил он.
