Образованный 1 сентября 2000 года, то есть 25 лет назад, Государственный совет РФ обладает колоссальным потенциалом для выработки национальных стратегий государственного управления. Важным этапом его совершенствования должно стать формирование на базе Госсовета центра интеллектуального притяжения экспертов, что сделает этот конституционный орган школой для повышения квалификации государственных кадров. Об этом председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас рассказал в интервью журналу «Российская Федерация сегодня».
— Андрей Александрович, как вы оцениваете историческое значение создания Государственного совета в современной России? Какие задачи стояли перед этим органом на момент его формирования?
— Историческое значение создания, или точнее, возрождения Государственного совета в 2000 году указом президента заключается в возвращении к идее единого органа по координации государственного управления. Само название — Государственный совет — отражает его суть: это орган для обсуждения вопросов общегосударственного масштаба, решения насущных региональных задач. Причем эта ключевая роль — служить специальной платформой для совещаний главы государства с руководителями высшего звена для выработки единой стратегии — стояла перед Советом как при его первом учреждении Александром I в 1810 году, так и при возрождении в современной России.
— Каким образом Госсовет способствует взаимодействию между федеральными и региональными органами власти?
— Ключевую роль играет сам состав Госсовета. По должности в него входят руководители федерального уровня — председатель Правительства, председатели обеих палат парламента, а также главы всех регионов. Кроме того, президент может включать в Госсовет руководителей думских фракций. Это позволяет, в том числе обеспечивать связь и с региональными законодательными органами, где представлены те же партии.
Работа глав регионов в составе Госсовета позволяет им напрямую участвовать в формировании государственной политики и решении стратегических задач социально-экономического развития страны, что способствует согласованию деятельности всех органов государственной власти.
Закон о Госсовете также дает президенту право вводить в Совет иных лиц, снимая институциональные барьеры для расширения круга участников, если это нужно. Наконец, привлекать к его работе могут и представителей муниципалитетов. Благодаря такому представительству всех уровней публичной власти, Госсовет становится поистине общенациональной площадкой для обсуждения стратегических вопросов.
— Как деятельность Госсовета влияет на формирование внутренней и внешней политики государства?
— Как известно, президент определяет основные направления внешней и внутренней политики в соответствии с Конституцией. При этом именно он является председателем Госсовета по должности. Таким образом, при исполнении президентом своей обязанности Госсовет оказывает ему содействие благодаря расширенному участию руководителей федеральной и региональной власти.
В пределах своей компетенции Госсовет, действуя как совещательный орган при президенте, рассматривает стратегические направления развития внутренней и внешней политики, обеспечивая взаимодействие органов власти для ее реализации.
Итогом каждого заседания Госсовета может стать согласование элементов национальной стратегии развития в конкретных областях, что нередко приобретает форму указа президента Российской Федерации.
— Какие ключевые изменения произошли в статусе и функциях Госсовета с момента его создания до сегодняшнего дня?
— С момента создания в 2000 году основные существенные изменения произошли, конечно, именно в статусе Госсовета, поскольку ключевые функции сохранены почти без изменений, если сравнивать положения указа президента от 1 сентября 2000 года «О Государственном совете РФ» и Федерального закона от 8 декабря 2020 года «О Государственном совете РФ».
В результате поправок к Конституции 2020 года, направленных на установление основ единой системы публичной власти, статус Госсовета получил конституционно-правовое закрепление в статье 83.
Госсовет теперь является конституционным государственным органом, призванным обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.
По своим функциональным и организационным характеристикам он олицетворяет саму концепцию единой системы публичной власти. Не случайно именно в Законе о Госсовете мы впервые получили исчерпывающее определение понятия «единая система публичной власти». Госсовет непосредственно участвует в формировании государственной политики, обладая статусом конституционного государственного органа.

— Как развивалось законодательное регулирование деятельности Госсовета?
— Как уже сказал, основные изменения произошли после 2020 года в связи с конституционными поправками. Однако еще до них некоторые изменения были внесены в указ президента от 1 сентября 2000 года «О Государственном совете РФ», расширив состав членов Госсовета.
До 2010 года, согласно упомянутому указу, в Госсовет помимо президента входили лишь главы регионов и, по специальному решению главы государства, лица, замещавшие должность главы субъекта более двух сроков подряд.
После изменений 2010 года, помимо глав регионов, в состав Госсовета были включены председатели обеих палат Федерального Собрания, что сохранено в актуальной редакции закона о Госсовете. В 2012 году в число членов Госсовета включили также полномочных представителей президента в федеральных округах, которые сегодня специально не упомянуты в законе, поскольку упомянут руководитель Администрации президента, координирующий их деятельность.
— В чем заключается ключевая роль Госсовета в системе госуправления сегодня?
— Госсовет является политическим органом стратегического назначения, и это кардинально отличает его от других государственных органов. В сложившихся непростых условиях как никогда актуальной задачей является обеспечение единства публичной власти.
Работа Госсовета ведется по разным направлениям. К примеру, для непосредственного выполнения задач формируются комиссии.
Сейчас актуальна работа комиссии по направлению «Кадры», созданной специально для координации при реализации целей одноименного национального проекта, задачей которого является достижение экономического и технологического суверенитета России.
Так вот, в этой комиссии работу ведут главы как минимум четырех регионов России совместно с федеральными министрами и представителями президента.
Где еще в системе государственного управления можно найти институт, который бы позволял на самом высоком уровне соединить в одном месте множество представителей федеральной и региональной власти для совместного решения проблем? Госсовет как раз стал таким органом.
— Как организован процесс принятия решений в Госсовете?
— План работы Госсовета утверждает его председатель — то есть президент Российской Федерации. Он содержит график планируемых очередных заседаний, по итогам которых принимаются решения, подписываемые председателем.
Для проработки вопросов, планируемых к обсуждению на заседании Госсовета или его президиума, а также для реализации уже принятых решений функционируют комиссии, создаваемые указом президента.
Таким образом, комиссии, которые могут включать в себя рабочие группы, являются основной функциональной единицей для материально-технической проработки проектов предложений и решений, способных в дальнейшем стать указом президента, постановлением Правительства или законом.
— Как Госсовет обеспечивает учет мнения граждан при принятии важных решений?
— Председатель Государственного совета и его члены в рамках своей деятельности всегда исходят из приоритета соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуются интересами граждан нашей страны. Учет мнения происходит в различных формах, действующее законодательство предусматривает широкий механизм гарантий реализации интересов наших граждан. Прежде всего, представленные в Госсовете главы субъектов РФ отстаивают интересы своих регионов. Кроме того, Госсовет взаимодействует с организациями и институтами гражданского общества для выяснения общественного мнения по поводу обсуждаемых проблем. В этих целях президент может обеспечить присутствие членов Общественной палаты РФ на заседаниях Госсовета.
Также закон предусматривает возможность привлечения президентом к деятельности Госсовета общественных деятелей или предварительного размещения на сайте Российской Общественной инициативы конкретных предложений.
— Насколько открыта деятельность Госсовета для общественности?
— Открытый характер деятельности Госсовета являлся принципиальной основой его учреждения еще в 1810 году по плану Михаила Сперанского, отмечавшего необходимость публичного существования «дабы действия власти управляющей не казались самопроизвольными». Актуальная редакция статьи 12 закона о Госсовете прямо предусматривает обязанность размещения информации о деятельности Госсовета на его официальном сайте в сети Интернет. Сегодня информация о деятельности Госсовета пока публикуется на официальном сайте президента на интернет-платформе «Объясняем РФ».
— Приведите примеры успешных решений, принятых при участии Госсовета за последние годы.
— Представительность состава Госсовета — руководители федерального и регионального уровня — позволяет ему участвовать в разработке и реализации инициатив самой разной отраслевой принадлежности. К примеру, совместно с отраслевыми министерствами Госсовет принял участие в сокращении сроков согласования документов по жилищному строительству и введению эскроу-счетов при строительстве жилья, что существенным образом повлияло на решение проблемы обманутых дольщиков.
Однако основным направлением деятельности Госсовета является, конечно, подготовка документов стратегического планирования.
Сегодня разрабатываются вопросы поддержки ветеранов СВО и их семей, для этого указом президента создана специальная комиссия. Таким образом, принимаемые для их поддержки меры социальной защиты — тоже результат деятельности Госсовета.
— Какие перспективы развития Госсовета вы видите в ближайшем будущем?
— Госсовет обладает колоссальным потенциалом для выработки национальных стратегий государственного управления, обсуждения проблем общегосударственного значения. В этом смысле помимо «политического веса», которого у этого органа власти предостаточно с учетом его конституционного статуса, важным этапом его совершенствования должно стать формирование на базе Госсовета центра интеллектуального притяжения экспертов в различных отраслях государственного управления.

Необходимо использовать плодотворный потенциал непосредственного взаимодействия экспертов и чиновников высшего звена федерального и регионального уровня. Это позволит сделать Госсовет не только местом обсуждения важнейших вопросов, но и школой для повышения квалификации государственных кадров.
— Возможно ли дальнейшее расширение полномочий Госсовета?
— Сегодня функции Госсовета соответствуют его консультативно-совещательной природе, сосредоточившись именно на формировании предложений для органов государственной власти, которые уже своими решениями создают обязательные для исполнения правила поведения в соответствующих сферах. Одной из значимых функций Госсовета является обеспечение мониторинга планируемых субъектами РФ и достигнутых ими показателей деятельности. Данное направление обладает дополнительным потенциалом в части развития полномочий Госсовета по координации и контролю за органами публичной власти.
— Как Госсовет может способствовать развитию международного сотрудничества и укреплению позиций России на мировой арене?
— Благодаря представительному составу Госсовет способен стать уникальной площадкой для формирования диалога с лидерами иностранных государств, международными организациями и надгосударственными объединениями по ключевым вопросам глобальной повестки.
— Какие цифровые технологии могут быть внедрены в работу Госсовета для повышения эффективности?
— Безусловно, одним из актуальных векторов развития государственного управления является его цифровизация. В рамках данной тенденции внедрение современных технологий анализа больших данных с помощью искусственного интеллекта позволит эффективнее использовать человеческие ресурсы. Кроме того, подготовку решений ускорит создание цифровых платформ для коллективной работы, в том числе для проведения удаленных совещаний членов Госсовета. Эффективность удаленного формата заседаний на базе цифровых платформ была замечена после пандемии COVID-19 и по-прежнему используется в работе.