40 лет и 40 смертей. Только тогда руководство Формулы-1 решило что-то менять

40 лет и 40 смертей. Только тогда руководство Формулы-1 решило что-то менять

Сегодня станет известен победитель Гран-при Сингапура. Каждый уик-энд Формулы-1 начинается с прогревочного круга. Пилоты всех команд приводят шины в рабочую температуру, следуя за спортивным автомобилем, оборудованным специальными сигналами и цветографической схемой. Это машина безопасности. Её задача – держать гонщиков позади себя, контролируя их скорость на безопасном уровне. Такая мера необходима, чтобы нейтрализовать сразу всех гонщиков, летящих по треку. Сейфти-кар выезжает на трассу, совместно с подачей желтых флагов, когда на ней возникают опасные ситуации, которые нельзя быстро решить. Самые распространенные из них, это аварии между пилотами, неисправности болидов, их обломки, плохие погодные условия. Но вы когда-нибудь задавались вопросом, а когда и как впервые появилась машина безопасности? 

Первый блин комом

Королевские гонки начинают отсчёт своей истории с 1950-го года, но сейфти-кар был введен далеко не сразу. Первое появление пейс-кара в Формуле-1 случилось в 1973 году на Гран-при Канады. Оно было связано с серьезным инцидентом, в котором столкнулись Франсуа Север и Джоди Шектер. За рулём жёлтого Porsche 914 был вице-пилот Ф-1 Эппи Витцез вместе с представителем ассоциации конструкторов Питером Макинтошем.

Дебют машины безопасности вышел провальным. После её появления, в заезде началась неразбериха. Никто на тот момент не знал, кто лидирует в гонке. Центр управления решил назначить им Хоудена Генли. Ответ удивил Макинтоша, Генли не считался одним из лучших пилотов, но спорить с дирекцией не стал. Позже выяснилось, что это было ошибкой и на самом деле, Хоуден занимал четвёртое место. В этот момент, три пилота – Джеки Оливер, Питер Ревсон и Жан-Пьер Бельтуаз получили преимущество, они преодолели на круг больше. Воспользовавшись этим подарком судьбы, свою вторую победу в карьере одержал Ревсон. Официальные результаты гонки не объявлялись до вечера, но после изучения всех материалов, они никак не изменились.

После событий 1973-го сейфти-кар появлялся лишь эпизодически. Только в 1992 году, спустя 43 года и 46 смертей, были приняты конкретные меры. Международная автомобильная федерация установила чёткие правила для использования машины безопасности. Официальное внедрение состоялось уже в 1993 году на Гран-при Бразилии. Но всё опять прошло не совсем гладко. Во главе пелотона красовался пятидверный седан Фиат Темпра с мощностью всего 127 лошадиных сил. Он не был предназначен для быстрой езды, и скорее глушил болиды, чем контролировал их. Решение пришло в 1996-м. Компания «Мерседес» увидела неплохой пиар-ход в пейс-каре и заключила контракт с Формулой-1 о поставке спортивных автомобилей. С тех самых пор и по сей день, немецкие машины отвечают за безопасность в королевских гонках.

Бессменный водитель

Речь пойдёт о Бернде Майландере, который уже на протяжении 25 лет является незаменимым пилотом сейфти-кара. За четверть века он отсутствовал лишь в трёх гонках. Гран-при Канады 2001 года, США 2002 и Майами 2024. Немецкий автогонщик начал свою карьеру в 1980-х в картинге. Выступал в Формуле Форд, кубке Порше, ДТМ и ФИА GT. Единственным крупным достижением Майландера является победа в 24 часах Нюрбургринга в составе заводской команды Порше. Бернд оказался в Формуле-1 по наводке гоночного директора ФИА, Чарли Уайтинга. Чарли искал пилота, который знаком с правилами королевских гонок, быстро едет, хорошо разбирается в автомобилях марки «Мерседес» и имеет график, позволяющий присутствовать на всех этапах чемпионата мира. Немец принял предложение, и в 1999 году работал на сейфти-каре в «Формуле-3000», а через год, уже пришёл в Формулу-1. Вы наверное думаете, когда же Майландер сложит свои полномочия и уйдёт на пенсию, ведь ему уже 54. На этот вопрос он шутливо отвечает : «Я уйду, только если все пилоты перестанут жаловаться». Гонщики никогда не прекратят этого делать, так что это значит – никогда. 

Интересный случай с машиной безопасности

Зачастую, пейс-кар это шаблон. Он выезжает на прогревочный круг, и возможно, на пару-тройку кругов в течении гонки. Изредка, эта однотипность ломается, именно об этих случаях, я хотел бы вам рассказать.

Самый запоминающийся момент случился на Гран-при Бельгии 2021 года. В день гонки, дождь лил как из ведра и старт гонки пришлось отложить на неопределенный срок. Только спустя 3 часа заезд состоялся, хотя таким его сложно назвать. Гонщики проехали 3 круга вместе под чутким руководством Майландера. Самое комичное, заключается в том, что пилотом дня стал как раз немец, ехавший на машине безопасности. Официально, это самая короткая гонка в истории Формулы-1. 

Пусть многим и не нравится присутствие сейфти-кара, но с годами, он стал неотъемлемой частью королевского спорта. Пейс-кар несомненно нужен в современной гоночной среде. Его внедрение было необходимо и раньше, но к сожалению, тогда о безопасности ещё не так сильно заботились. А ведь это могло бы спасти множество жизней.